положение о библиотеке

Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № ______
от « »_______2015г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ ИООШ № 21
______________А.А.Гамов.
Приказ № ___ от ____2015г.
ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
МБОУ ИООШ №21

I. Общие положения
1.
Библиотека
является
структурным
подразделением
Муниципального
бюджетного
общеобразовательного учреждения Ильинской основной общеобразовательной школы
№21,
участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников
образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
2. Цели школьной библиотеки соотносятся с целями школы: формирование общей культуры личности
обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных
программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ.
3. Школьная библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, решениями Министерства образования Российской Федерации,
Положением о библиотеке, утвержденным директором школы.
4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их
предоставления определяются Положением о школьной библиотеке, утвержденным директором
школы.
5. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного
обслуживания библиотеки.
6. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с
правилами техники безопасности.

II. Основные задачи
Основными задачами школьной библиотеки являются:
а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам,
родителям (иным законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к
информации, знаниям, культурным ценностям посредством использования библиотечноинформационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд
периодических изданий), коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях;
б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося,
развитии его творческого потенциала;
в) формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и
критической оценке информации;
г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых
информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов,
формирование комфортной библиотечной среды.
III. Основные функции
Для реализации основных задач библиотека:
а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов школы:

• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными, справочными,
педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях
информации;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет;
б) создает информационную продукцию:
• осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции;
в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся:
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя
информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и
информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной,
самообразовательной и досуговой деятельности;
г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических
работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением,
воспитанием и здоровьем детей;
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических
инноваций и новых технологий;
• содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, проведению аттестации
педагогических работников;
• создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы
общеобразовательного учреждения, осуществляет накопление, систематизацию информации по
предметам, разделам и темам;
• организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях, просмотр электронных
версий педагогических изданий;
• осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и
публикаций), информирование руководства школы по вопросам управления образовательным
процессом;
• способствует проведению занятий по формированию информационной культуры;
д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (иных
законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку;
• консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию
детей;
• консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся.
IV. Организация деятельности библиотеки
1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечноинформационных ресурсов в соответствии с учебным и воспитательным планами школы и планом
работы школьной библиотеки.
2. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в
пределах средств, выделяемых учредителями, школа обеспечивает библиотеку:
• гарантированным финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов;
• библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями.
3. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки.
4. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки,
комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебнометодических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы.

5. Режим работы школьной библиотеки определяется библиотекарем в соответствии с Правилами
внутреннего распорядка школы.
V. Управление.
1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы.
2. Руководство школьной библиотекой осуществляет библиотекарь, который несет ответственность в
пределах своей компетенции перед обществом и директором школы, обучающимися, их родителями
(иными законными представителями) за организацию и результаты деятельности школьной
библиотеки
в
соответствии
с
функциональными
обязанностями,
предусмотренными
квалификационными требованиями, трудовым договором.
3. Библиотекарь назначается директором школы, может являться членом педагогического коллектива
и входить в состав педагогического совета общеобразовательного учреждения.
4. Библиотекарь разрабатывает и представляет директору школы на утверждение следующие
документы:
а) положение о библиотеке;
г) планово-отчетную документацию.
5. Трудовые отношения работников школьной библиотеки регулируются трудовым договором,
условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде.
VI. Права и обязанности библиотеки
1. Работники школьной библиотеки имеют право:
а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания
образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в
Уставе школы и Положении о школьной библиотеке;
б) проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки библиотечнобиблиографических знаний и информационной культуры;
в) рекомендовать источники комплектования информационных ресурсов;
г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету
библиотечного фонда;
д) определять в соответствии с правилами пользования школьной библиотекой, утвержденными
директором школы, и по согласованию с родительским комитетом или попечительским советом виды
и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеки;
е) иметь ежегодный отпуск в соответствии с локальными нормативными актами;
ж) быть представленными к различным формам поощрения;
з) участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных
ассоциаций или союзов.
2. Работники библиотек обязаны:
а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки;
б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг;
в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов;
г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами школы, интересами, потребностями и запросами всех перечисленных
выше категорий пользователей;
д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание
пользователей;
е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение
и хранение;
ж) обеспечивать режим работы школьной библиотеки;
з) отчитываться в установленном порядке перед директором школы;
и) повышать квалификацию.

VII. Права и обязанности пользователей библиотеки
1. Пользователи библиотеки имеют право:
 на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки школы
 получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и
предоставляемых библиотекой услугах;
 пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
 получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
 получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие источники
информации;
 продлевать срок пользования документами;
 получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на
основе фонда библиотеки;
 участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
 обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
а) соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах
подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения
карточек в каталогах и картотеках;
г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в
сдаваемых документах несет последний пользователь;
е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение:
обучающиеся 1-4 классов);
ж) возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
з) заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными, либо
компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования школьной библиотекой;
и) полностью рассчитаться со школьной библиотекой по истечении срока обучения или работы в
школе.
3. Порядок пользования школьной библиотекой:
а) запись в школьную библиотеку обучающихся производится по списочному составу класса,
педагогических и иных работников школы - в индивидуальном порядке, родителей (иных законных
представителей) обучающихся - по паспорту;
б) перерегистрация пользователей школьной библиотеки производится ежегодно;
в) документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
г) читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и
их возвращения в библиотеку.
4. Порядок пользования абонементом:
а) пользователи имеют право получить на дом из многотомных изданий не более двух документов
одновременно;
б) максимальные сроки пользования документами:
- учебники, учебные пособия - учебный год;
- научно-популярная, познавательная, художественная литература - 14 дней;
- периодические издания, издания повышенного спроса - 7 дней;
в) пользователи могут продлить срок пользования документами, если на них отсутствует спрос со
стороны других пользователей.

5. Порядок пользования читальным залом:
а) документы, предназначенные для работы в читальном зале, на дом не выдаются;
б) энциклопедии, справочники, редкие, ценные и имеющиеся в единственном экземпляре документы
выдаются только для работы в читальном зале;


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».