Положение-о-внутренней-системе-оценки-качества-образования-2022 (1)

Рассмотрено
на педагогическом совете
Протокол № 6 от 21.04.2023

«Утверждаю»
Директор МБОУ ИООШ №21
_____________________Гамов А.А.
Приказ № от 28.04.2023 г

Положение о внутренней системе оценки качества образования
МБОУ ИООШ №21
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о внутренней системе оценки качества образования

(Положение) в образовательной организации (ОО):
– определяет направления внутренней оценки качества образования и состав
контрольно- оценочных процедур;
– регламентирует порядок организации и проведения контрольно-оценочных процедур;
– закрепляет критерии и формы оценки по различным направлениям и
функционал субъектов внутренней оценки качества образования;
– обеспечивает соответствие результатам независимой оценки качества образования;
– учитывает федеральные требования к порядку процедуры самообследования ОО
и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля
качества образования.
1.2. Положение выступает основой для проектирования систем оценки
достижения образовательных результатов обучающихся в рамках основных
образовательных программ по уровням общего образования.
1.3. Положение разработано в соответствии:
 с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
 государственной программой Российской Федерации «Развитие
образования», утвержденной постановлением Правительства от 26.12.2017
№ 1642;
 Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам – образовательным
программам начального общего, основного общего образования,
утвержденным приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115;
 ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
 ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
 ФГОС основного общего образования, утвержденным приказом
Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
 Порядком проведения самообследования в образовательной организации,
утвержденным приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462
 приказом Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324 «Об утверждении
показателей деятельности образовательной организации, подлежащей
самообследованию»;

 СП

2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические
требования
к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи», утвержденными постановлением главного санитарного врача от
28.09.2020 № 28;
 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов
среды обитания», утвержденными постановлением главного санитарного
врача от 28.01.2021 № 2;
 Уставом МБОУ ИООШ №21;
 локальными нормативными актами МБОУ ИООШ №21
1.4. В Положении использованы следующие определения и сокращения:
– внутренняя
система оценки качества образования (ВСОКО) –
функциональное единство локальных регуляторов, процедур и методов
оценки, обеспечивающих получение своевременной, полной и объективной
информации о соответствии образовательной деятельности МБОУ ИООШ
№21 требованиям ФГОС и потребностям участников образовательных
отношений;
– внутришкольный контроль (ВШК) – административный ресурс управления
качеством образования, вспомогательный инструмент для организации
функционирования ВСОКО, аккумулирующий ее процедуры;
– качество
образования
–
комплексная
характеристика
образовательной деятельности
и
подготовки
обучающегося,
выражающая степень их соответствия ФГОС, образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям
физического
или
юридического лица, в интересах которого
осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень
достижения
планируемых
результатов
освоения
основной
образовательной программы (п. 29 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012
№ 273-ФЗ);
– независимая оценка качества образования (НОКО) – регламентируемый на
федеральном уровне инструмент внешней оценки качества образования,
осуществляемой официально уполномоченным оператором;
– основная образовательная программа (ООП) – комплекс основных
характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты),
организационно-педагогических условий, структура которых задана
требованиями ФГОС общего образования; оценка – установление
соответствия;
– диагностика – контрольный замер, срез;
– мониторинг – протяженное во времени системное наблюдение за
управляемым объектом, которое предполагает фиксацию состояния
наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга;
– мониторинг обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и
имеетзаданную траекторию анализа показателей наблюдения;
– ГИА – государственная итоговая аттестация;
– ФПУ – федеральный перечень учебников;
– ИКТ
– информационно-коммуникационные технологии; УУД –

универсальные учебные действия;
– ВПР – всероссийские проверочные работы;
– НИКО – национальное исследование качества образования.
1.5. ВСОКО функционирует как единая система контроля и оценки качества
образования в ОО и включает в себя:
– субъекты контрольно-оценочной деятельности;
– контрольно-оценочные процедуры;
– контрольно-измерительные материалы;
– аналитические документы для внутреннего потребления;
– информационно-аналитические продукты для трансляции в публичных источниках.
2. Организация ВСОКО
2.1. Направления ВСОКО:
– качество образовательных программ;
– качество условий реализации образовательных программ;
– качество образовательных результатов обучающихся;
– удовлетворенность потребителей качеством образования.
2.2. Направления, обозначенные в п. 2.1, распространяются

как на
образовательную деятельность по ФГОС общего образования, так и на
образовательную деятельность, осуществляемую по ФКГОС.
2.3. Оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО проводятся в течение
всего учебного года; результаты обобщаются на этапе подготовки ОО отчета о
самообследовании.
2.4. Мероприятия ВШК являются частью ВСОКО.
2.5. Основные мероприятия ВСОКО:
– оценка соответствия реализуемыхв ОО образовательных
программ
федеральным требованиям;
– контроль реализации рабочих программ;
– оценка условий реализации ООП федеральным требованиям;
– контроль состояния условий реализации ООП и мониторинг реализации
«дорожной карты» развития условий реализации ООП;
– мониторинг сформированности и развития метапредметных образовательных
результатов.
– оценка уровня достижения обучающимися планируемых предметных и
метапредметных результатов освоения основных образовательных программ;
– мониторинг индивидуального прогресса обучающегося в достижении
предметных и метапредметных результатов освоения основных образовательных
программ;
– мониторинг личностного развития обучающихся, сформированности
у
обучающихся личностных УУД;
-- мониторинг сформированности функциональной грамотности обучающихся;
– контроль реализации Программы воспитания;
– контроль реализации Программы коррекционной работы;
– оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством
образования;
– систематизация и обработка оценочной информации, подготовка
аналитических документов по итогам ВСОКО;

– подготовка текста отчета о самообследовании, в том числе для размещения на

официальном сайте ОО.
2.6. Состав должностных лиц, выполняемый ими в рамках ВСОКО функционал,
состав и сроки контрольно-оценочных мероприятий определяются ежегодным
приказом руководителя ОО «Об организации и проведении контрольнооценочных работ и подготовке отчета о самообследовании».
2.7. Контрольно-оценочные мероприятия и процедуры в рамках ВСОКО
включаются в годовой план работы ОО.
3. Оценка образовательных программ
3.1. Оценке подлежат основные образовательные программы соответствующего

уровня
общего
образования,
разработанные
согласно
требованиям
образовательных стандартов (ФКГОС, ФГОС начального общего, основного
общего образования).
3.2. Оценка ООП проводится на этапе ее согласования и утверждения по
параметрам согласно приложению 1. Долевые показатели утверждаются приказом
директора ежегодно в августе.
3.3. Результаты оценки ООП прикладываются к протоколу утверждения
программы органом коллегиального управления.
3.4. В случае внесения в ООП изменений и дополнений, проводится оценка этих
изменений и дополнений на предмет соответствия требованиям ФГОС
соответствующего уровня общего образования или ФКГОС.
3.5. По пунктам 3.17, 3.20, 3.23 приложения 1 проводится развернутый анализ
качества образовательной программы, результаты которого обобщаются в
справке. Справка выносится на обсуждение методического совета ОО в целях
своевременного внесения корректив в содержание указанной программы
(образец справки – в приложении 7).
3.6. Информация по пунктам 1.1–1.4 приложения 1 включается в отчет о
самообследовании (приложение 6).
3.7. Оценка дополнительных общеразвивающих программ проводится только на
этапе их внесения в школьный реестр дополнительных общеразвивающих
программ по параметрам:
– соответствие тематики программы запросу потребителей;
– наличие документов, подтверждающих этот запрос;
– соответствие содержания программы заявленному направлению
дополнительного образования;
– соответствие структуры и содержания программы региональным требованиям
(при их наличии);
– наличие в программе описанных форм и методов оценки планируемых
результатов освоения программы обучающимся.
4. Оценка условий реализации образовательных программ
4.1. Структура

оценки условий реализации образовательных программ
разрабатывается на основе требований ФГОС к кадровым, психологопедагогическим, материально-техническим, учебно- методическим условиям и
информационной образовательной среде.
4.2. В отношении ООП, разработанных на основе ФКГОС, используются

подходы, соответствующие пункту 4.1.
4.3. Оценка условий реализации образовательных программ предусматривает
проведение контроля состояния условий. Предметом контроля выступают
показатели «дорожной карты» развития условий (приложение 2). Долевые
показатели утверждаются приказом директора ежегодно в августе.
4.4. Совокупность параметров оценки и их распределение по группам условий
реализации образовательных программ соответствует федеральным требованиям
к показателям эффективности деятельности организации, подлежащей
самообследованию.
4.5. Оценка условий реализации образовательных программ проводится:
– на этапе разработки ООП того или иного уровня (стартовая оценка);
– ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании.
4.6. Стартовая оценка проводится с целью учета имеющихся условий при
планировании результатов образовательной деятельности и состава мероприятий
по их достижению. Стартовая оценка условий дополняется «дорожной картой» их
развития за период реализации ООП того или иного уровня общего образования.
4.7. Показатели стартовой оценки и показатели «дорожной карты» вносятся в
организационный раздел ООП того или иного уровня общего образования после
их согласования с коллегиальным органом управления.
4.8. Ежегодно в ходе подготовки отчета о самообследовании проводится контроль
состояния условий. Предметом контроля выступают:
– выполнение показателей «дорожной карты» по каждому уровню ООП;
– совокупное состояние условий образовательной деятельности в ОО;
4.9. Результаты ежегодной оценки совокупного состояния условий образовательной
деятельности ОО включаются в отчет о самообследовании (приложение 6).
4.10. Для отчета о самообследовании используются те же параметры, которые
составляют структуру оценки условий реализации образовательных программ.
5. Оценка образовательных результатов обучающихся
5.1. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФКГОС:
5.1.1. В отношении учащихся, осваивающих ООП,соответствующих

ФКГОС, оценкеподвергаются только предметные образовательные
результаты.
5.1.2. Оценка предметных результатов по указанной группе учащихся проводится
в следующих формах:
– промежуточная аттестация;
– накопительная оценка индивидуальных образовательных
достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);
- анализ результатов функциональной грамотности;
– анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных
работ;
– итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА (предметы
по выбору); анализ результатов ГИА.
5.2. Оценка результатов реализации ООП, разработанных на основе ФГОС:
5.2.1. Оценка достижения предметных результатов освоения ООП в
соответствии с ФГОС проводится в следующих формах:
– промежуточная аттестация;
– накопительная оценка индивидуальных образовательных

достижений учащихся (с использованием технологии портфолио);
– анализ результатов внешних независимых диагностик, всероссийских проверочных
работ;
– итоговая оценка по предметам, не выносимым на ГИА;
– анализ результатов ГИА.
5.2.2. Сводная информация по итогам оценки предметных результатов проводится
по параметрам согласно приложению 3. Долевые показатели утверждаются
приказом директора ежегодно в августе.
5.2.3. Оценка достижения метапредметных результатов освоения ООП проводится
по параметрам согласно (приложению 4). Долевые показатели утверждаются
приказом директора ежегодно в августе.
5.2.4. Обобщенные параметры оценки, внесенные в приложение 4, подлежат
детализации по критериям в соответствии с требованиями ФГОС. Детализацию
делает лицо, ежегодно назначенное приказом руководителя ОО «Об организации
и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о
самообследовании» для оценки той или иной группы метапредметных
образовательных результатов.
5.2.5. Итоговой оценке достижения метапредметных результатов предшествует
оценка этих результатов в рамках промежуточных аттестаций. Продвижение
обучающегося в достижении метапредметных образовательных результатов
выступает предметом обязательного мониторинга.
5.2.6. Достижение личностных результатов освоения ООП, в том числе
сформированность личностных УУД, не подлежит итоговой оценке, а
диагностируется в ходе мониторинга личностного развития обучающихся по
параметрам согласно приложению
Долевые показатели утверждаются приказом директора ежегодно в августе.
5.2.7. Все образовательные
достижения обучающегося подлежат
учету.
5.2.8. Результаты индивидуального учета фиксируются:
– в сводной ведомости успеваемости;
– в справке по итогам учета единиц портфолио обучающегося.
6. ВСОКО и ВШК

6.1. Мероприятия ВШК являются неотъемлемой частью ВСОКО.
6.2. Под ВШК понимается система управления качеством образовательной

деятельности посредством планирования, организации и проведения контрольнооценочных мероприятий, соответствующих направлениям ВСОКО.
6.3. Мероприятия ВШК и обеспечивающие их контрольно-оценочные процедуры
ВСОКО включаются в годовой план работы ОО.
6.4. Данные ВШК используются для установления обратной связи субъектов
управления качеством образования в ОО.
6.5. Данные ВШК выступают предметом различных мониторингов, перечень
которых определен настоящим Положением.

7. Мониторинги в рамках ВСОКО
7.1. Мониторинги – это системное, протяженное во времени наблюдение за

управляемым
объектом,
которое
предполагает
фиксацию
состояния
наблюдаемого объекта на «входе» и «выходе» периода мониторинга. Мониторинг
обеспечивается оценочно-диагностическим инструментарием и имеет заданную
траекторию анализа показателей наблюдения.
7.2. Различают обязательные мониторинги, которые проводятся по требованиям
ФГОС, мониторинг показателей отчета о самообследовании и мониторинги,
которые проводятся в соответствии с Программой развития ОО.
7.3. К мониторингам в рамках ВСОКО относят обязательные мониторинги:
– личностного развития обучающихся;
– достижения обучающимися метапредметных образовательных результатов;
– выполнения «дорожной карты» развития условий реализации образовательных
программ;
– показателей отчета о самообследовании.
7.4. Обязательные мониторинги проводятся на основе параметров, внесенных в
приложения 2–5.
7.5. Мониторинг показателей отчета о самообследовании проводится один раз в
три года, а его результаты вносятся в аналитическую часть отчета о
самообследовании.
8. Документация ВСОКО
8.1. Документация ВСОКО – это совокупность информационно-аналитических

продуктов контрольно-оценочной деятельности субъектов ВСОКО.
8.2. Обязательным, подлежащим размещению на сайте ОО, документом ВСОКО
является отчет осамообследовании.
8.3. Для внутреннего использования субъекты ВСОКО готовят справки по
результатам ВШК, локальные аналитические записки в случае внепланового
контроля в одном из направлений ВСОКО и сводные аналитические справки по
итогам мониторингов.
8.4. Состав конкретных документов ВСОКО ежегодно обновляется и
утверждается приказом руководителя ОО «Об организации и проведении
контрольно-оценочных работ и подготовке отчета о самообследовании».
8.5. Должностное лицо, координирующее своевременную и качественную
подготовку документов ВСОКО, ежегодно назначается приказом руководителя
ОО «Об организации и проведении контрольно-оценочных работ и подготовке
отчета о самообследовании».
9. Заключительные положения

9.1. Настоящее Положение реализуется во взаимосвязи с Положением о фонде

оплаты труда в ОО; Положением о формах, периодичности, порядке текущего
контроля и промежуточной аттестации обучающихся; Положением об
индивидуальном учете освоения обучающимися образовательных программ и
поощрений обучающихся.
9.2. Изменения
в настоящее положения вносятся согласно порядку,
предусмотренному уставом ОО.
9.3. Основания для внесения изменений в настоящее Положение:

– изменение законодательства в сфере образования, в том числе принятие новой редакции

ФГОС;
– существенные корректировки смежных локальных актов, влияющих на содержание
ВСОКО.
Текст настоящего Положения подлежит размещению в установленном порядке на
официальном сайте ОО.

Приложение 1
к положению о ВСОКО
Критерии оценки образовательных программ
№

Критерии оценки

Единица измерения1

1. Образовательная деятельность
1.1
1.2

1.3

1.4

Общая численность обучающихся, осваивающих основную
Чел.
образовательную программу:
Общая численность обучающихся, осваивающих основную образовательную программу:
– начального общего образования;
Чел.
– основного общего образования;
Чел.
Формы получения образования в ОО:
– очная;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– очно-заочная;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– заочная
Имеется / не имеется.
Количество чел.
Реализация ООП по уровням общего образования:
– сетевая форма;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– с применением дистанционных образовательных технологий;
Имеется / не имеется.
Количество чел.
– с применением электронного обучения
Имеется / не имеется.
Количество чел.

2. Соответствие содержания образования требованиям ФКГОС
2.1
2.2
2.3

2.4

2.5

2.6
2.7
2.8

2.9
1

Соответствие структуры и содержания учебного плана
требованиям ФКГОС
Наличие индивидуальных учебных планов для учащихся,
осваивающих ООП в очно-заочной и заочной формах
Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане
образовательных потребностей и запросов обучающихся и (или)
их родителей (законных представителей) при формировании
компонента ОО
Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам, дисциплинам
(модулям) учебного плана
Соответствие содержания рабочих программ учебных предметов,
курсов, дисциплин (модулей) по всем предметам, курсам,
дисциплинам (модулям) требованиям ФКГОС
Наличие программ воспитательной направленности
Наличие плана-графика внеурочной деятельности в рамках ООП
Наличие рабочих программ и другой документации по
направлениям внеурочной деятельности, соответствие
содержания заявленному направлению
Реализация в полном объеме содержания программного

В ходе внутренней оценки вы можете выбрать один из вариантов маркировки.

Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется

Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Да / Нет

2.10
2.11
2.12

материала по направлениям внеурочной деятельности
Наличие программ работы с учащимися с низкой мотивацией к
обучению
Наличие индивидуальных учебных планов для профильного
обучения
Наличие плана работы с одаренными обучающимися

Имеется / не имеется
Имеется / не имеется
Имеется / не имеется

3. Соответствие образовательной программы требованиям ФГОС
3.1

Соответствие структуры ООП требованиям ФГОС

3.2

Наличие материалов, подтверждающих реализацию в ООП
части, формируемой участниками образовательных отношений
Соответствие объема части ООП, формируемой участниками
образовательных отношений, требованиям ФГОС
Отражение в пояснительной записке к ООП специфики и
традиций образовательной организации, социального запроса
потребителей образовательных услуг
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
составу предметных областей и наименованиям учебных
предметов
Соответствие учебного плана ООП требованиям ФГОС по
объему часов
Соответствие учебного плана ООП требованиям СанПиН

3.3
3.4

3.5

3.6
3.7
3.8

3.9
3.10

3.11

3.12
3.13

3.14
3.15

3.16

Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Соответствует /
не соответствует
Имеется /
не имеется

Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей) по всем предметам учебного плана, их
соответствие требованиям ФГОС
Наличие рабочих программ курсов части учебного плана,
Имеется /
формируемой участниками образовательных отношений
не имеется
Отношение количества рабочих программ курсов части учебного Количество ед. на
плана, формируемой участниками образовательных отношений,
одного обучающегося
к количеству обучающихся, осваивающих ООП
Наличие и количество индивидуальных учебных планов для обучающихся:
– по очно-заочной, заочной форме
Количество ед. / не
имеется
– с ОВЗ на основаниях инклюзии в классах с нормативно
Количество ед. / не
развивающимися сверстниками
имеется
– 8–9-х классов, реализующих индивидуальные проекты в
Количество ед. / не
рамках профориентации
имеется
– профильных классов на уровне среднего общего образования
Количество ед. / не
имеется
Наличие плана внеурочной деятельности
Имеется / не имеется
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/
ФГОС по составу и наименованию направлений внеурочной
не соответствует
деятельности
Соответствие плана внеурочной деятельности требованиям
Соответствует/
ФГОС по объему часов
не соответствует
Соответствие мероприятий плана внеурочной деятельности
Соответствует/
планируемым результатам ООП, в том числе Программе
не соответствует
формирования и развития УУД и Программе воспитания
Наличие рабочих программ курсов внеурочной деятельности для Имеется / не имеется

3.17
3.18

3.19
3.20
3.21
3.22
3.23
3.24

курсов внеурочной деятельности, внесенных в план внеурочной
деятельности
Соответствие рабочих программ курсов внеурочной
деятельности требованиям ФГОС
Отношение количества рабочих программ курсов внеурочной
деятельности к требованиям ФГОС к количеству обучающихся,
осваивающих ООП
Наличие Программы формирования и развития УУД
Соответствие Программы формирования и развития УУД
требованиям ФГОС
Доля внеурочных мероприятий Программы формирования и
развития УУД в общем объеме программы в часах
Наличие Программы воспитания
Соответствие Программы воспитания требованиям ФГОС
Доля внеурочных мероприятий Программы воспитания в общем
объеме программы в часах

Соответствует/
не соответствует
Количество ед. на
одного обучающегося
Имеется / не имеется
Соответствует /
не соответствует
%
Имеется / не имеется
Соответствует/
не соответствует
%

Приложение 2
к положению о ВСОКО
Критерии оценки условий реализации образовательных программ

2

Факт выполнения
«дорожной карты»

Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование, в общей численности
педагогических работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
высшее образование педагогической
направленности (профиля), в общей
численности педагогических работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, которым по
результатам аттестации присвоена
квалификационная категория, в общей
численности педагогических работников, в
том числе:
– первая;
– высшая
Численность / удельный вес численности
педагогических работников в общей
численности педагогических работников,
педагогический стаж работы которых
составляет:
– до 5 лет;
– свыше 30 лет
Численность / удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, прошедших за
последние три года повышение
квалификации по профилю

Планируемый показатель
(«дорожная карта»)

Кадровые
условия

Контроль
состояния условий
Фактический показатель
на старте

Критерии оценки

Единица измерения

Группа
условий

Чел. / %2

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Связка «чел./%» предполагает фактическое количество человек и их долю к общему количеству педагогических

работников, задействованных в реализации ООП того или иного уровня общего образования.

профессиональной деятельности и (или) иной
осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных работников
Численность / удельный вес численности
педагогических и административнохозяйственных работников, имеющих
профессиональную переподготовку по
профилю / направлению
профессиональной деятельности или иной
осуществляемой в образовательной
организации деятельности, в общей
численности педагогических и
административно-хозяйственных
работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, своевременно
прошедших повышение квалификации по
осуществлению образовательной
деятельности в условиях ФГОС общего
образования, в общей численности
педагогических и административнохозяйственных работников
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, охваченных
непрерывным профессиональным
образованиям:
– тренинги, обучающие семинары,
стажировки;
– вне программ повышения квалификации
Численность / удельный вес численности
педагогических работников,
реализовавших методические проекты под
руководством ученых или научнопедагогических работников партнерских
организаций
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами конкурса
«Учитель года»
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, являющихся
победителями или призерами
региональных конкурсов
профессионального мастерства
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, имеющих
публикации в профессиональных изданиях
на региональном или федеральном уровнях
Численность / удельный вес численности
педагогических работников, ведущих

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Чел. / %

Психологопедагогические
условия

Материальнотехнические
условия

3

личную страничку на сайте школы3
Количество педагогов-психологов в
штатном расписании
Количество педагогов-психологов по
совместительству
Количество социальных педагогов
Доля педагогических работников с
вмененным функционалом тьютора в
общем количестве педагогических
работников
Доля мероприятий, курируемых
педагогом-психологом в Программе
воспитания
Доля мероприятий, курируемых
педагогом-психологом в Программе
формирования и развития УУД
Доля курсов внеурочной деятельности,
разработанных при участии (соавторстве)
педагога-психолога в общем объеме
курсов внеурочной деятельности в плане
внеурочной деятельности
Количество дополнительных
образовательных программ на базе школы,
разработанных при участии (соавторстве)
педагога-психолога
Наличие оборудованного помещения,
приспособленного для индивидуальных
консультаций с обучающимися,
родителями
Наличие оборудованных образовательных
пространств для психологической
разгрузки; рекреационных зон
Количество компьютеров в расчете на
одного учащегося
Оснащенность учебных кабинетов
(в соответствии с ФГОС / федеральными
или региональными требованиями)
Наличие читального зала библиотеки, в
том числе:
– с обеспечением возможности работы на
стационарных компьютерах или
использования переносных компьютеров;
– с медиатекой;
– оснащенного средствами сканирования и
распознавания текстов;
– с выходом в интернет с компьютеров,
расположенных в помещении библиотеки;

Чел.
Чел.
Чел.
Чел. / %

Ед. / %
Ед. / %
Ед. / %

Ед.

Имеется
/ не
имеется
Имеется
/ не
имеется
Ед.
Ед. / %
Да / нет

Конечный состав параметров в группе «кадровые условия» определяет школа в зависимости от требований к

педагогическим работникам, порядка аттестации педагогических работников и системы стимулирующих выплат в
школе.

Учебнометодическое и
информационное
обеспечение

– с возможностью размножения печатных
бумажных материалов
Численность / удельный вес численности
учащихся, которым обеспечена
возможность пользоваться
широкополосным интернетом (не менее 2
Мб/с), в общей численности учащихся
Общая площадь помещений, в которых
осуществляется образовательная
деятельность, в расчете на одного
учащегося
Общая площадь помещений,
оборудованных для групповой работы,
в расчете на одного учащегося
Общая площадь помещений,
оборудованных для проведения
лабораторных занятий и учебных
исследований, в расчете на одного
учащегося
Доля уроков (лабораторных занятий,
практикумов) в общем объеме учебного
плана, проведенных с использованием
материально-технической базы
организаций-партнеров
Доля внеурочных мероприятий в общем
объеме плана внеурочной деятельности,
проведенных с использованием
материально-технической базы
организаций-партнеров4
Количество экземпляров учебной и
учебно-методической литературы в общем
количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете,
в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров справочной
литературы в общем количестве единиц
хранения библиотечного фонда, состоящих
на учете, в расчете на одного учащегося
Количество экземпляров научнопопулярной литературы в общем
количестве единиц хранения
библиотечного фонда, состоящих на учете,
в расчете на одного учащегося
Соответствие используемых учебников и
учебных пособий федеральному перечню

Наличие общедоступного
4

Чел. / %

Кв. м

Кв. м
Кв. м

Ед. / %

Ед. / %

Ед. / %

Ед.

Ед.

Соответс
твует
/ не
соответст
вует
Да / Нет

Конечный перечень параметров по группе «материально-технические условия» определяется Программой
развития школы.

аннотированного перечня
информационных образовательных
ресурсов интернета
Количество единиц электронных
образовательных ресурсов, используемых
при реализации рабочих программ по
предметам учебного плана
Количество единиц цифровых
программных продуктов, используемых
при реализации плана внеурочной
деятельности
Количество единиц цифровых
программных продуктов, используемых
для обеспечения проектной деятельности
обучающихся
Соответствие содержания сайта
требованиям статьи 29 Федерального
закона № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»

Ед.

Ед.

Ед.

Соответст
вует /
не
соответст
вует

Приложение 3
к положению о ВСОКО

Показатели оценки предметных образовательных результатов
№

Показатели оценки предметных образовательных результатов

1

Численность / удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и

Единица
измерения
Чел. / %

«5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности
учащихся
2

Средний балл ОГЭ выпускников 9-гокласса по русскому языку5

Балл

3

Средний балл ОГЭ выпускников 9-го класса по математике

Балл

4

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,

Чел. / %

получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по русскому языку, в
общей численности выпускников 9-го класса
5

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,

Чел. / %

получивших неудовлетворительные результаты на ОГЭ по математике, в
общей численности выпускников 9-го класса
6

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса, не

Чел. / %

получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей
численности выпускников 9-го класса
7

Численность / удельный вес численности выпускников 9-го класса,

Чел. / %

получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей
численности выпускников 9-го класса
8

Численность / удельный вес численности учащихся, принявших участие в

Чел. / %

различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся
9

Численность/удельный вес численности учащихся - победителей и призеров

Чел. / %

олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе:

10

– муниципального уровня;

Чел. / %

– регионального уровня;

Чел. / %

– федерального уровня;

Чел. / %

– международного уровня

Чел. / %

Численность / удельный вес численности учащихся, получающих

Чел. / %

образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в
общей численности учащихся

Приложение 4
к положению о ВСОКО
Показатели оценки метапредметных образовательных результатов
Группа
метапредметных
образовательных
результатов

Показатели оценки метапредметных образовательных
результатов6
Уровень
Уровень основного
начального
общего
образования
общего
образования
Метапредметные Слово7
Процесс
понятия
Число
Явление
и термины
Знак
Общее
Признак
Частное
Определение
Причина
Информация
Следствие
Цель
Закономерность
Результат
Тенденция
Реальный
Объект
Виртуальный
Субъект
Практический
Анализ
Теоретический
Синтез
Гипотетический
Вероятностный
Личностные
Смыслобразовани
Смыслобразован
УУД
е и моральноие и моральноэтическая
этическая
ориентация в
ориентация в
вопросах:
вопросах:
– саморегуляции
–
поведения;
индивидуального
– взаимодействия
стиля
с окружающими;
познавательной
– здорового
деятельности;
образа жизни
– эффективной
коммуникации;
–
ответственности
за собственные
поступки,
нравственного
долга;
– гражданской
6

Форма и
метод оценки

Опрос
письменный

Наблюдение и
диагностика в
рамках
мониторинга
личностного
развития

Параметры оценки представлены нарастающим итогом по отношению к предыдущему уровню общего

образования.
7

Метапредметные термины представлены нарастающим итогом по отношению к предыдущему уровню общего

образования.

активности;
– отношения к труду и
выборупрофессии
Регулятивные
УУД

Способность принимать и сохранять цели учебной
деятельности
Умение
Освоение способов
самостоятельно
решения проблем
планировать пути
творческого и
достиженияцелей;
поискового
осознанновыбирать
характера
наиболее
эффективные способы
решенияучебных и
познавательных задач
Умение планировать,
контролировать и
оценивать свои учебные
действия

Познавательные
УУД

Умение соотносить свои
действия с планируемыми
результатами;
корректировать планы в
связи с изменяющейся
ситуацией
Умение понимать причины успеха/неуспеха учебной
деятельности и способность действовать даже в
ситуациях неуспеха
Использование знаково- Умение создавать,
символических средств,
применять и
схем решения учебныхи преобразовывать знаки и
практических
символы,модели и схемы
задач
для решения учебных и
познавательных задач

Встроенное
педагогическое
наблюдение

Активное

Умение

Комплексная
контрольная
работа на
основе текста

использование речевых
средстви ИКТ

осознанно использовать
речевые средства

Работа с
информацией:
использование различных
способов поиска,сбора,
обработки,анализа,
организации, передачи и
интерпретации
информации в
соответствии с
коммуникативными и
познавательными
задачами

Готовность и способность к
самостоятельной
информационнопознавательной
деятельности, владение
навыками получения
необходимой информации
из словарей разных типов,
умение ориентироваться в
различных источниках
информации, критически
оценивать и
интерпретировать
информацию,
получаемую из
различных
источников
Формирование и
развитие
компетентности в
области ИКТ

Использование ИКТтехнологийв учебной
деятельности

Овладение навыками смыслового чтения текстов
различных стилей и жанров
Первичноеосвоение
Умение
логическихопераций
определять
и
понятия,создавать
обобщения,
классифицировать,
самостоятельно выбирать
основания и критерии для

Оценка
результатов
проекта по
информатике
или
технологии
Комплексная
контрольная
работа на
основе текста

действий (анализ,синтез,
классификация)

Освоение начальных
форм познавательной и
личностной
рефлексии

Коммуникативн
ые УУД

классификации,
устанавливать причинноследственные связи,
строить логическое
рассуждение,
умозаключение и делать
выводы
Умение осознанно
выбирать наиболее
эффективные способы
решенияучебных и
познавательных задач

Умение использовать
речевые средства в
соответствии с целями
коммуникации:
– участие в
диалоге;
– первичныйопыт
презентаций;
– создание
текстов
художественногостиля;
– использование вречи
не менее трех
изобразительновыразительных средств
языка

Умение использовать
речевые средствав
соответствии с целями
коммуникации:
– участие в
дискуссии;
– развитие опыта
презентаций;
– созданиетекстов
художественного
,
публицистического и
научно- популярного
стилей;
– использованиев речи не
менее семи
изобразительновыразительных средств

Текущий
диагностическ
ий контроль по
русскому
языку

Взаимодействие с
партнером,
адекватная оценка
собственного поведения
Готовность и

Умение организовывать
учебное сотрудничество со
сверстникамии педагогами

Наблюдение за
ходом работы
обучающегося
в группе

Готовность и

способность
формулировать и
отстаивать свое
мнение

способность
учитывать
мнения других в
процессе
групповой
работы

разрешать
конфликты,
стремление
учитывать и
координировать
различные
мнения и позиции
Способность осуществлять взаимный контроль
результатов совместной учебной деятельности; находить
общее решение

Приложение 5
к положению о ВСОКО
Мониторинг личностного развития обучающихся8
№ Диагностиру
емое
личностное
качество

Показатель
сформирован
ности

Предмет
мониторинга
по
показателю

Оценочная
процедура

Исполните
ль

1

Сформирован
ность
личностных
УУД

Готовность и
способность к
смыслобразова
нию и
моральноэтической
ориентации
(см.
приложение 4
к Положению
о ВСОКО)

Количество
учащихся,
демонстриру
ющих
готовность и
способность к
смыслобразов
анию и
моральноэтической
ориентация

Встроенное
наблюдени
е

Классный
руководител
ь, тьютор

2

Сформирован
ность
активной
гражданской
позиции;
российская
идентичность

Наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и
владение
общественнополитической
терминологией

Количество
учащихся,
демонстриру
ющих
наличие
ценностной
ориентации
гражданского
выбора и
владение
общественнополитической
терминологие
й
Количество
учащихся,
освоивших
понятие
российской
идентичности
и
демонстриру
ющих

Встроенное
наблюдени
е.
Тестирован
ие

Педагогпсихолог
совместно
(или
классный
руководител
ь) с
преподавате
лем
общественн
ополитически
х дисциплин

Освоение
понятия
российской
идентичности.
Принятие
культурноисторических
практик
России

Периодичн
ость
процедур
мониторин
га
В течение
года, в
рамках
классных
часов

Ежегодно, в
конце
учебного
года

Опрос.
ПедагогВстроенное психолог
педагогичес
кое
наблюдени
е

Результаты мониторинга дополните справкой о занятости обучающихся во внеурочных
деятельности (студии, клубы, мастерские), а также справкой о школьной системе
дополнительного образования и (или) о системе учета занятости учащихся в организациях
дополнительного образования детей.
8

Социальнокультурный
опыт учащихся

3

Готовность к
продолжению
образования
на
профильном
уровне, к
выбору
профиля
обучения

Понимание
учащимся
собственных
профессиональ
ных
склонностей и
способностей

Положительны
й опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствую
щих
рекомендованн
ому профилю
обучения

Опыт
выполнения
учащимся
проектов,
тематика
которых
соответствует
рекомендованн
ому профилю

принятие
культурноисторических
практик
России
Единицы
портфолио,
подтверждаю
щие
социальнокультурный
опыт
учащегося
Количество
учащихся,
своевременно
ознакомленны
хс
заключением
педагогапсихолога о
профессионал
ьных
склонностях и
способностях
учащихся
Количество
учащихся,
имеющих
опыт
углубленного
изучения
дисциплин
учебного
плана,
соответствую
щих
рекомендован
ному
профилю
обучения
Количество
учащихся,
имеющих
завершенные
и
презентованн
ые проекты,
тематика
которых
соответствует
рекомендован

Статистиче
ский учет

Классный
руководител
ь, тьютор

Статистиче
ский учет

Классный
руководител
ь, тьютор

Статистиче
ский учет

Классный
руководител
ь, тьютор

Статистиче
ский учет

Классный
руководител
ь, тьютор

Первый раз
на этапе
предпрофил
ьной
подготовки
(по
окончании
учащимися
7–8-го
классов).
Второй раз
– по
окончании
уровня
основного
общего
образования

4

Готовность и
способность к
саморазвитию
на основе
существующи
х норм
морали,
национальных
традиций,
традиций
этноса

5

Сформирован
ность
культуры
здорового
образа жизни;
ценностное
отношение к
труду

6

Сформирован
ность

ному
профилю
обучения
Освоение
Количество
учащимися
учащихся,
существующих демонстриру
норм морали,
ющих
национальных освоение
традиций,
содержания
традиций
понятий:
этноса
ценностная
ориентация,
нормы
морали,
национальная
и этническая
идентичность,
семья, брак
Опыт
Количество
выполнения
учащихся,
учащимся
имеющих
проектов,
завершенные
тематика
и
которых
презентованн
свидетельствуе ые проекты,
то
тематика
патриотически которых
х чувствах
свидетельству
учащегося, его ет о
интересе к
патриотическ
культуре и
их чувствах
истории своего учащегося,
народа,
его интересе к
ценностям
культуре и
семьи и брака
истории
своего народа
Демонстрация Стабильность
культуры
посещения
здорового
занятий
образа жизни в физической
среде
культурой.
образования и Сокращения
социальных
количества
практиках
пропусков
уроков по
болезни.
Соблюдение
элементарных
правил
гигиены
Демонстрация Уровень
уважения к
активности

Опрос

Педагогпсихолог и
(или)
классный
руководител
ь, тьютор
в рамках
содержания
рабочих
программ по
обществозна
нию и (или)
литературе

Ежегодно,
в конце
учебного
года

Статистиче
ский учет

Классный
руководител
ь, тьютор

Ежегодно,
в конце
учебного
года

Статистиче
ский учет.
Отзыв
классного
руководите
ля

Классный
руководител
ь, тьютор

Ежегодно,
в конце
учебного
года

Отзыв
классного

Классный
руководител

Ежегодно,
в конце

7

ценностного
отношения к
труду

труду как
способу
самореализаци
и

Сформирован
ность основ
экологическо
й культуры

Готовность
учащихся к
экологически
безопасному
поведению в
быту

участи в
трудовых
практиках, в
том числе в
качестве
волонтера
Освоение
понятий
экологическог
о содержания
Единицы
портфолио,
подтверждаю
щие
социальнокультурный
опыт
учащегося

руководите
ля

ь, тьютор

учебного
года

Опрос.
Статистиче
ский учет

Преподавате
ль экологии
или
биологии
совместно с
классным
руководител
ем,
тьютором

Ежегодно,
в конце
учебного
года

Приложение 6
к положению о ВСОКО
Структура отчета о самообследовании9
Содержимое

№
раздела
1

Название10

2

Система
управления ОО

3

Содержание
подготовки
обучающихся

4

Качество
подготовки
обучающихся

5

Особенности
организации
учебного процесса

9

Общая
характеристика
образовательной
деятельности ОО

Полное наименование и контактная информация ОО
в соответствии со сведениями в уставе.
Наличие лицензии на осуществление образовательной
деятельности с указанием всех адресов и видов реализуемых
образовательных программ.
Взаимодействие с организациями-партнерами, органами
исполнительной власти.
Инновационная деятельность на уровне ФИП, РИП (при
наличии)
Структура управления, включая органы коллегиального и
общественного управления.
Взаимосвязь структур и органов управления
Виды реализуемых ООП.
Численность обучающихся, осваивающих ООП по уровням
общего образования:
– начального общего;
– основного общего;
– среднего общего.
Количество индивидуальных учебных планов по разным
категориям обучающихся.
Направления дополнительных общеразвивающих программ.
Количество обучающихся в объединениях дополнительного
образования по каждому направлению
Успеваемость (без двоек) и качество (четверки, пятерки).
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ГИА.
Количество учащихся, набравших не менее (указать
количество) баллов по трем предметам ОГЭ.
Количество призеров Всероссийской олимпиады школьников
(по уровням).
Количество учащихся, преодолевших установленный
минимальный порог в общегородских обязательных
метапредметных диагностиках.
Иное (например, итоги индивидуального учета
образовательных результатов в технологии Портфолио)11
Количество классов-комплектов.
Режим образовательной деятельности (одна/ две смены; пяти/
шестидневная неделя).
Продолжительность учебного года и каникул

С учетом и на основании показателей эффективности деятельности организации, подлежащей самообследованию
по приказу Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324.
10
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 14.06.2013 № 462.
11
Раздел включается в отчет о самообследовании по решению ОО.

6

Информация о
востребованности
выпускников

7

Кадровое
обеспечение
образовательного
процесса

8

Учебнометодическое
обеспечение
образовательного
процесса

9

Библиотечноинформационное
обеспечение
образовательного
процесса
Материальнотехническая база
ОО
Функционирование
ВСОКО
Анализ показателей
деятельности ОО,
подлежащей
самообследованию

10

11
12

Количество обучающихся, получающих образование:
– в очно-заочной форме;
– заочной форме.
Соответствие режима учебной деятельности санитарногигиеническим требованиям.
Наличие ООП того или иного уровня, реализуемых в сетевой
форме.
Количество обучающихся, осваивающих ООП:
– с применением дистанционных технологий;
– с применением электронных средств обучения
Процент поступления в ссузы от общего количества
выпускников.
Процент выпускников, трудоустроенных без продолжения
получения образования
Доля педагогических работников с высшим образованием.
Категорийность педагогических работников.
Группы педагогических работников по стажу работы.
Возрастной состав педагогических работников.
Повышение квалификации педагогических работников.
Обеспеченность педагогическими работниками неосновного
назначения (педагог-психолог, социальный педагог, учительдефектолог)
Соответствие используемых учебников федеральному
перечню.
Общее количество учебных и учебно-методических пособий,
используемых в образовательном процессе.
Количество экземпляров учебной и учебно-методической
литературы в расчете на одного учащегося
Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 1–2)

Приложение 2 к Положению о ВСОКО (разделы 3–4)
Положение о ВСОКО
Аналитическая текстовая часть, содержащая качественную
оценку показателей, включая их сравнение с показателями
предыдущего года/ нескольких лет.
Констатация точек роста и управленческих решений, которые
их обеспечили. Объяснение причин отрицательной динамики
по отдельным показателям (если она есть).
Общий вывод о результатах самообследования

Приложение 7
к положению о ВСОКО
Образец справки по результатам ВШК

Cправка
по итогам проведения внутришкольного контроля
(предмет контроля)

Сроки проведения контроля: с «

» по «

»

_ 20

Вид контроля:

г.
.

Результаты контроля
Контроль реализации программы формирования / развития УУД основной образовательной
программы (указывается уровень общего образования, название образовательной программы)
осуществляется по следующим направлениям: содержание программы (таблица 1), выполнение
программы (таблица 2) и уровень достижения планируемых результатов (таблица 3).
Содержание программы
Таблица 1. Предмет и результаты контроля по содержанию
Программы формирования /развития УУД
Предмет контроля
Соответствие структуры программы формирования/ развития
УУД требованиям ФГОС начального общего образования
Соответствие планируемых результатов требованиям ФГОС
(указать уровень общего образования)
Планируемые результаты программы распределены по годам
освоения ООП (указать уровень общего образования)
Представлено содержание урочной и внеурочной деятельности
по достижению учащимися планируемых результатов
программы
Содержание урочной деятельности разработано с учетом
специфики учебных предметов учебного плана ООП (указать
уровень общего образования)
Содержание урочной деятельности отражено в рабочих
программах учебных предметов, где выделены закрепленные
программой результаты
Содержание внеурочной деятельности представлено в
соответствии с планом внеурочной деятельности ООП
(указать уровень общего образования)
Курсы и мероприятия внеурочной деятельности представлены
с указанием на их планируемые эффекты

Результаты
Соответствует /
не соответствует /
соответствует при условии
корректировки
Соответствует /
не соответствует /
соответствует при условии
корректировки
Да / Нет
Да / Нет
Да / Нет / Частично
Да / Нет / Частично
Да / Нет / Частично
Да / Нет / Частично

Приложены типовые задачи применения универсальных
учебных действий
В программе обозначена часть, сформированная участниками
образовательных отношений
Часть программы, сформированная участниками
образовательных отношений, подкреплена необходимыми
документами
Оценочные материалы разработаны и приложены к программе
Оценочные материалы соответствуют планируемым
результатам программы
Организовано взаимодействие с организациями-партнерами;
привлечены консультанты, эксперты, научные руководители

Да / Нет
Да / Нет
Да / Нет
Да / Нет
Соответствует /
не соответствует /
соответствует при условии
корректировки
Да / Нет / Частично

Анализ содержания данных, представленных в таблице 1, показывает (дается краткий анализ
результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается
самостоятельно).
Выполнение программы
Таблица 2. Предмет и результаты контроля по выполнению
Программы формирования / развития УУД
Предмет контроля
Результаты
Учебные занятия, выделенные в рабочих программах в соответствии с
Да / Нет
планируемыми результатами формирования УУД, проведены
Регулярные курсы внеурочной деятельности, внесенные в программу,
Да / Нет
проведены в объеме, запланированном рабочей программой курса
Мероприятия внеурочной деятельности, внесенные в программу,
Да / Нет
проведены
Анализ содержания данных, представленных в таблице 2, показывает (дается краткий анализ
результатов предмета контроля, форма представления которого выбирается
самостоятельно).
Выводы:
1. Положительные эффекты: (перечислить с комментарием обуславливающих факторов:
материальные условия, кадры)
2. Недочеты в содержании программы: (перечислить с комментарием причин и возможности
их устранения).
3. Факты невыполнения программы: (перечислить с комментарием причин и возможности их
восполнения).
Рекомендации / Меры по итогам контроля (выбрать нужное):
1. Провести в срок до «
»
20
года:
– плановый тематический контроль (указать предмет контроля);
– экспертизу документов (указать каких).
2.
.
(иное)
Справка подготовлена:
(Ф. И. О., должность)
Со справкой ознакомлен(ы):
(Ф. И. О., должность)
«
»
20
г

(подпись)
(подпись)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».